Бунге николай христианович внутренняя политика. ЕГЭ. История России. Александр III. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Бунге Н. Завещание Бунге Н.Х. — «Загробные записки»

БУНГЕ, НИКОЛАЙ ХРИСТИАНОВИЧ (1823–1895) – русский финансист 19 в., либеральный бюрократ, основоположник Киевской школы в российской экономической науке, академик Петербургской Академии наук (1890). Считается одним из крупнейших реформаторов эпохи Александра III, непосредственным предшественником С.Ю.Витте и П.А.Столыпина .

Родился 11 ноября 1823 в Киеве в семье практикующего врача, отец был лютеранином. После окончания юридического факультета Киевского университета в 1845 Бунге получил должность лицейского преподавателя в Нежине (Черниговская губ.) В 1847 защитил магистерскую диссертацию по теме Исследование начал торгового законодательства Петра Великого , после чего возглавил лицей, где проработал до 1850, когда был приглашен на работу в Киевский университет. В 1852 защитил докторскую диссертацию по теме Теория кредита . С 1854 – ординарный профессор на кафедре политической экономии и статистики.

Как ученый, сформировался под влиянием школ западной политэкономии, обосновывавших право частной собственности и свободы предпринимательства, резко критикующих теории социализма и коммунизма. Именовал социализм «злом, от которого гибнут нравственность, долг, свобода, личность». Упрекал К.Маркса в слабости аргументации и догматизме, «тяжеловесности», «малодоступности» изложения, «туманности» терминологии. Причину популярности идей марксизма видел в том, что их автор «обращается к хищническим инстинктам обездоленного человечества».

Став профессором политической экономии и статистики, Бунге быстро выдвинулся в число видных либеральных деятелей 1860-х, был известным публицистом, отзывавшимся на острые проблемы современности. В экономических взглядах вначале ориентировался на Адама Смита и английскую политэкономию, затем увлекся немецкой экономической школой и стал приверженцем Б.Гильдебрандта, К.Книса и Л.Штеша, а из англичан – Дж. С.Милля . Бунге понимал экономику как «народное (государственное) хозяйство» с жесткой структурой и крепким социальным фундаментом. Считал самодержавие самой «приемлемой формой» государственного правления для России.

Как член редакционных комиссий по подготовке отмены крепостного права (1859–1860), Бунге оказался причастен поколению реформаторов 1860-х в. Предложил план выкупа крестьянами земли с использованием кредита при содействии правительства. Его рекомендации были учтены в итоговом документе Положение о выкупе. Туда же он внес ряд предложений об учреждении Государственного банка и преодолении финансового кризиса после Крымской войны (1855–1856).

В 1862 был вызван в Петербург для участия в обсуждении нового университетского устава 1863. Но вскоре вновь вернулся в Киев, где работал по совместительству в органах городского самоуправления, управлял Киевской конторой Государственного банка (третьей по значимости в стране), основал несколько частных кредитных учреждений, в том числе Киевское городское общество взаимного кредита и первый в России провинциальный акционерный Киевский промышленный банк.

С 1863 приглашался для преподавания «науки о финансах» наследникам престола вел. кн. Николаю и Александру Александровичам (последний стал в 1881 императором Александром III). В 1869 – профессор полицейского права, считал эту научную дисциплину важной прикладной частью политической экономии и государственного права, связанного с учением о благосостоянии государства.

В 1859–1862, 1871–1875 и в 1878 Бунге назначался ректором Киевского университета. Старался улучшить материальный уровень учащихся, выступал против репрессий в отношении студентов. Ушел с должности после принятия нового реакционного университетского устава министра просвещения Д.А.Толстого. Тем не менее, за 20 лет со времени отмены крепостного права эволюционировал во взглядах от последовательно либеральных идей (фритредерство или свобода предпринимательства) к протекционизму. С 1876 – заслуженный профессор.

Когда в феврале 1880 власть в правительстве перешла к группировке «либеральных бюрократов» во главе с председателем Верховной распорядительной комиссии гр. М.Т.Лорис-Меликовым, Бунге был приглашен на должность товарища министра финансов. После отставки многих либеральных бюрократов со своих постов в связи с изменением правительственного курса после убийства Александра II , не только не был смещен, но и повышен (по личному представлению нового императора, когда-то у него учившегося) до должности министра финансов; в мае 1881 занял этот пост. Одновременно был избран почетным действительным членом Петербургской Академии наук.

Бунге выступал за переход к рыночной экономике, но при обеспечении социальной защиты жизненного уровня и укрепления правового статуса «низших классов» – это отличало его от многих предшественников и последователей, возглавлявших финансовое ведомство. Занимал должность министра финансов в 1881–1886. При нем были отменены подушная подать и налог на соль. Проведенная в жизнь налоговая реформа 1885 и связанный с ней обязательный выкуп для всех бывших помещичьих крестьян основательно пополнили государственную казну. Создание в 1885 крестьянского банка укрепило положение зажиточных крестьян. Оброчную подать с государственных крестьян заменили в буржуазном духе выкупными платежами. Некоторому социальному «выравниванию» призваны были служить налоги на доходы с процентных бумаг и с имущества, переходящего безмездными способами (дарение, наследование).

Еще одним шагом к становлению промышленного законодательства можно считать установление процентного и раскладочного сбора с промышленных предприятий. 1 июня 1882 по распоряжению Бунге была учреждена фабричная инспекция для разрешения конфликтов между заводчиками в рабочими.

Учреждение крестьянского и дворянского земельного банков вкупе с постепенным сокращением счетов ликвидируемых кредитных установлений способствовали укреплению финансовой системы. Значительно возросли кассовая наличность Государственного банка и принадлежащий ему пакет ценных (процентных) бумаг. Это, в свою очередь, способствовало качественному увеличению коммерческих операций главного банка страны.

В1887–1895 Бунге был избран председателем главой кабинета министров. Пытаясь найти «золотую середину» между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в социально-экономическую жизнь, считал необходимым разработку и введение отсутствовавшего тогда в России фабричного законодательства. Предвидел нарастание социальной угрозы со стороны бесправного «фабричного люда» и считал, что устранение этой потенциальной опасности возможно путем своевременного введения законов об охране труда и использования и конституирования рабочих ассоциаций.

В 1890 избран действительным членом Петербургской Академии наук.

В конце жизни составил политическое завещание, адресованное царю Николаю II («Загробные заметки»), в котором проповедовал умеренное реформаторство, допущение большей самостоятельности для общественных сил, отказ от крайностей великодержавной политики. Ратовал за колонизацию окраин как способ (со ссылками на опыт США и Германии) стирания «племенных различий»: «Ослабление расовых особенностей окраин может быть достигнуто только привлечением в окраину коренного русского населения, но и это средство может быть надежным только в том случае, если это привлеченное коренное население не усвоит себе языка, обычаев окраин, место того, чтобы туда принести свое».

Реформатор, министр, премьер, академик был в жизни скромным человеком и запомнился современникам «маленьким, на тонких ножках»: «…худой немчик, которому вы, наверное, открыли бы ваш рояль для настройки, если б не знали, что он министр финансов, а не настройщик» (П.М.Ковлевский). По словам М.И.Туган-Барановского , вклад Бунге в российскую финансово-экономическую политику состоит в том, что он «был теоретиком и пришел на пост министра финансов как добросовестный ученый», который «был хорошо знаком с экономической и финансовой политикой Запада».

Сочинения: Бунге Н.Х. Курс статистики . Киев, 1865; Полицейское право . Киев, 1869; Очерки политико-экономической литературы . СПб, 1895.

Ирина Пушкарева, Наталья Пушкарева

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Бунге Николай Христианович – экономист и государственный деятель. Родился в 1823 г., умер 3 мая 1895 г. Жизнь и деятельность Николая Христиановича Бунге подлежит двоякой оценке – как ученого и как министра финансов, причем обе эти сферы между собой довольно тесно, хотя и не вполне, связаны. Отметим прежде всего в хронологической последовательности главнейшие моменты его жизни: с 1850 года Бунге выступает профессором политической экономики и статистики в киевском университете, с 1869 г. профессор полицейского права, три раза в том же университете Бунге избирался ректором: 1859 – 62, 1871 – 75 и 1878 – 80, и с этой же должности в 1880 г. был назначен товарищем министра финансов (А.А. Абазы), с 1881 по 1886 гг. был министром финансов, с 1887 г. по день смерти председателем комитета министров, с 1890 г. – академик кафедры политической экономики. Главнейшие научные труды Бунге: Курс статистики, 1865; Основы политической экономики, теория кредита 1852 г.; Исторический очерк экономических учений и обзор различных отраслей хозяйственной деятельности – а именно 1-е изд. курса полицейского права, 2 вып. 1869 г., помимо этого: исторический очерк, 4 вып. 1869 – 73, полицейское право (благоустройство), 2 тома, 1873 – 77, товарные склады и варранты 1871. Государственное счетоводство и отчетность Англии 1891. Последнее творение Бунге, составленное частично из напечатанных раньше статей и исследований, частью дополненных и переделанных с добавлением новых разделов, - это вышедшее в 1895 г.: «Очерки политико-экономической литературы», куда вошел и вышеупомянутый исторический очерк, дополненный учениями А. Вагнера, Шеффле, Г. Джоржа, Маркса, Флюршейма и др.; там же: теория согласия частных интересов (система Кэри), Дж. Ст. Милль, как экономист, Шмоллер о Менгер.

Под редакцией и с примечанием Бунге издана в 1871 г. работа А. Вагнера: Русские бумажные деньги, с приложением проекта Бунге о восстановлении металлического обращения. Кроме того, много более мелких статей. Подвергать критике и разбору все эти главные работы Бунге едва-ли теперь необходимо, т.к. большинство из них утратили интерес современности даже в чисто научном смысле. Но в свое время почти каждая из них являлась выдающейся и едва ли не наилучшим исследованием по своему предмету. Исторические очерки экономических учений и курс полицейского права имеют, впрочем, свою цену и до настоящего времени. По общим своим взглядам Бунге стоял на рубеже старой классической школы экономистов и зарождающейся исторической, к которой и склонялись его симпатии. Точно также, исторической школе Бунге отдавал предпочтение перед новейшей абстрактной школой К. Менгера, ради чего даже и передает своими словами критику этой школы со стороны Шмоллера (в названных «Очерках»). И не смотря на свой высокий административный пост Бунге до конца жизни следил за выходом экономической литературы, так что в названных «Очерках» он разбирает учения и Г. Джоржа, и Маркса, и Флюршейма и др.; но уже понять и оценить последних двух писателей ему было не под силу, так что критика их составляет наиболее слабое место его работ.

В области вопросов экономической политики, которую он в сущности только и излагал в своем курсе полицейского права (совершенно не имеющего раздела так называемого благочиния или безопасности), Бунге является представителем скорее экономического либерализма, чем протекционизма, не впадая, впрочем, в крайности теории невмешательства государственной власти. Между тем на деле, в своей практической министерской деятельности, Бунге наиболее уклонился от этих своих взглядов, поддерживая более протекционную таможенную политику, хотя, конечно, далеко не в столь сильной степени, как два последовавшие за ним преемника финансовой власти. Но, независимо от некоторых недочетов в научных трудах Бунге, последние во всяком случае сами по себе сохранят о нем надолго память, как об одном из наиболее крупных в свое время русских экономистов. И несомненно, что крупнейшие заслуги Бунге, как министра финансов, были прямым результатом и применением на деле его раньше сложившихся научных воззрений. Государственно-финансовые итоги деятельности Бунге представляют в настоящее время несомненно гораздо больший интерес и составляют бесспорно лучшую страницу нашей финансово-экономической истории вообще, почему на них стоит остановиться несколько подробнее.

Про Бунге более, чем про какого-либо из наших министров финансов, можно сказать, что он действительно проводил в жизнь определенную систему, выходившую даже довольно далеко за рамки финансовой политики, в полном смысле этого слова. В подтверждение последнего достаточно указать хотя бы на следующие главные заслуги Бунге: учреждение при нем фабричной инспекции и вообще зарождение современного фабричного законодательства в виде закона о работе малолетних (1882 – 1884), издание правильного фабричного найма и надзора за фабрично-заводскими предприятиями (1886 г.). А в другой области создание крестьянского поземельного банка в целях расширения крестьянского землевладения (1883 г.). При нем же был учрежден и дворянский земельный банк (1885 г.). Нельзя не отметить также начатой им перед самой смертью попытки сократить аппетиты наших сахарозаводчиков, устроивших синдикат с целью поддержания высоких цен на свой продукт при помощи ограничения его сбыта на внутренний рынок . Задуманная Бунге правительственная нормировка довольно существенно должна была отличаться от практикуемой и мало отличающейся от задач прежнего синдиката.

В области чисто финансовых реформ система Бунге может быть охарактеризована проведением наиболее совершенных, начал финансовой теории, а именно применением требований пропорциональности и справедливости в обложении налогами. Поэтому главное внимание Бунге было обращено на облегчение различных платежей крестьян и па повышение прежних налогов и введение совершенно новых для более обеспеченных классов общества. И то и другое между собою было непосредственно связано, так как уменьшение государственных доходов но одним статьям должно было покрываться увеличением их по другим. По отношению к крестьянам наиболее существенны были следующие меры: 1) значительное понижение выкупных платежей бывших владельческих крестьян и объединение выкупной операции с общей системой нашего бюджета; 2) перевод на обязательный выкуп всех бывших владельцев крестьян, остававшихся на положении временно-обязанных и плативших оброк помещикам; 3) отмена самого несправедливого теоретически, и наиболее тяжелого фактически налога - подушной подати, в связи с чем находилось и 4) преобразование оброчной подати бывших государственных крестьян в выкупные платежи. Здесь же достаточно будет обратить внимание па внутреннюю связь этих мер между собою, заключающуюся в том, что прямые платежи крестьян облегчались и более равномерно распределялись, а вместе с ними создавалось и более однородное юридическое и экономическое отношение их к земле. И хотя с некоторых точек зрения можно вообще не разделять взгляда Бунге на преимущество выкупа крестьянами земель в их частную собственность, хотя бы даже и общинную, но с точки зрения чисто финансовой это являлось единственным средством для того, чтобы положить хотя бы начало более однородному, т. е, не основанному на сословных началах, обложению земель вообще.

В соответствии с этим Бунге проводил ряд мер, направленных на более высокое обложение состоятельных классов общества. Сюда относятся: 1) введение дополнительного раскладочного налога для торгово-промышленных (обыкновенных) предприятий и сперва 3%, а вскоре и 5% налога для акционерных и кредитных предприятий. Собственный план Бунге заключался в введении вообще обложения промышленных доходов подоходным или пропорциональным им налогом, но осуществить в более чистой и общей форме это ему сразу не удалось, хотя несомненно путь для этого им был проложен для новейшей реформы этого обложения. 2) Введение налога с безвозмездного перехода имущества, даров и наследства, с прогрессивным возрастанием % обложения в зависимости от отдаленности степеней родства (1, 4, 6 и 8%). 3) Введение 5% налога на доходы с денежных капиталов. Крупное значение этих реформ говорит достаточно само за себя; и если о чем только и можно пожалеть, так это об увеличении наряду с этим наших косвенных налогов, наибольшей своей тяжестью ложащихся также и на низшие классы населения, в особенности питейный акциз. Но последнее было почти неизбежно, так как, с одной стороны, надо было чем-то заменять слагаемые с крестьян или уменьшаемые их прямые налоги и платежи, а, с другой стороны, вводимые новые прямые налоги (второй категории) не могли быть сразу установлены в достаточно высоких окладах, так как и отмена первых, и введение вторых встречали сильное сопротивление со стороны других ведомств и течений, борьба с которыми в конце концов привела к ограничению срока плодотворной финансовой деятельности Бунге длительностью пять с небольшим лет. Но и в этот короткий срок Бунге успел сделать столько, о чем и не мечтал целый ряд других министров.

В заключение упомянем вкратце о других финансово-экономических мероприятиях Бунге. При нем было положено начало регулированию нашего железно-дорожного хозяйства и выкупу железных дорог, подготавливалась почва для унификации наших займов и производилось их усиленное погашение, началось урегулирование долговых отношений государственного казначейства к государственному банку в связи с упорядочением нашего бумажно-денежного обращения (уменьшено количество государственных кредитных билетов на сумму более 130 млн., если учитывать 25 млн., уничтоженных по его плану в бытность товарищем министра финансов), изменен монетный устав (1885 г.), началось более широкое развитие сберегательных касс, введен институт податных инспекторов и т. д.

Для общей же характеристики времени управления им министерством финансов необходимо добавить только, что оно не блистало удачным сведением счетов государственных доходов и расходов, и наоборот характеризуется дефицитами. Но его в этом винить нельзя, т.к. увеличению расходов противодействовать он не мог, своей же главной задачей он ставил облегчение платежей тех, кто всего более в этом нуждался. И Бунге отлично понимал, что надо спешить со своими реформами в этом направлении, хотя и приходилось сознательно идти на временные дефициты, т.к. плодами его политики будут пользоваться следующие поколения, что и случилось на деле. Нужно быть решительным человеком, чтобы отказаться на сумму около 100 млн. разного рода крестьянских платежей, которые вдруг исчезли из бюджета. Но ведь и фигурировать в нем могли в сущности фиктивно, если принять во внимание огромные скопившиеся по ним задолженности. Бунге предпочитал представлять и называть вещи своими именами, отсюда и явные дефициты. И после этого находятся критики, которые обвиняют его в нерешительности. Да, в личных чертах его характера она несомненно была; но если принять во внимание, что ему приходилось почти все время его деятельности, как министра, идти одному если не против всех, то против многих, то здесь уже скорее нужно удивляться обратному.

Реформаторская деятельность Н. Х. Бунге: основные аспекты

Бурячок Оксана Васильевна,

адъюнкт кафедры теории государства и права Национальной академии внутренних дел Министерства внутренних дел Украины.

Определены основные положения земской, военной, образовательной и судебной реформ, которые разрабатывались и внедрялись Н. Х. Бунге, пребывая на государственных должностях. Проанализированы магистральные направления реформаторской деятельности Н. Х. Бунге.

Ключевые слова: земская реформа, военная реформа, образовательная реформа, судебная реформа, реформаторская деятельность Н. Х. Бунге.

The main provisions of the сounty, military, educational and judicial reforms, which were developed and implemented N. Bunge, staying in public office.Analyzed the main areas of reform activity N. Bunge.

Keywords: zemstvo reform, military reform, educational reform, judicial reform, reform activity N. Bunge.

В 1881-1886 годах Н. Х. Бунге работает на должности министра финансов, а в 1887-1895 годах – председателем Комитета министров Российской империи. Занимая высшие государственные должности, он возглавил проведение административных преобразований, направленных на улучшение жизни общества, а также функционирования государственных институций.

Отстаивая необходимость проведения реформ, он отрицает деспотизм, бюрократический произвол, коррупцию, а также подавление личностных и общественных инициатив: «задачу верховной власти и ее учреждений вижу в облегчении для каждого условий приобретения собственности и капитала для сохранения свободы в соперничестве, восстановление утраченной гармонии и укреплении общественной морали» . Более того он считает, что «правительство стало бы на опасный путь, если бы оно начало вторжение в частные отрасли предприятия, поскольку такое вторжение приведет к неограниченной власти администрации» .

В связи с вышеизложенным рассмотрение реформаторской деятельности Н.Х. Бунге является важным и своевременным направлением научного поиска, что и определяет актуальность темы научной статьи. Целью данной научной работы есть определение отдельных принципов этой деятельности. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить такие задачи :

1) определить основные реформы, которые осуществлялись Н.Х. Бунге;

2) проанализировать их основные положения;

3) определить позитивы и негативы от их внедрения.

Анализируя практическую деятельность Н.Х. Бунге на государственных должностях, можно определить следующие основные направления реформирования, непосредственно разработанные и возглавляемые им:

- реформирование аграрных отношений путем постепенной ликвидации остатков феодальной зависимости крестьян в виде снижения выкупных платежей бывших крепостных и перевод их на обязательный выкуп;

- разработка основ государственной политики с развития рыночных отношений;

- развитие финансово-кредитной системы рыночного типа;

- перестройка налоговой системы: отмена феодальных податей и переход к подоходному налогообложению;

- реформирование денежной системы;

- организация первых акционерных обществ и сберегательных касс;

- разработка первых нормативно-правовых актов фабричного законодательства.

Н.Х. Бунге разработал рекомендации по преодолению катастрофического финансового положения страны, среди которых сосредоточение в финансовом ведомстве управления всеми отраслями государственного хозяйства, уменьшение государственных расходов, которые «не сопоставимые со средствами народа» , сокращение количества бюрократических инстанций; четкое разграничение «предметов ведомств, дел между различными ведомствами, большей простоты и определенности действий каждого органа правительственной власти» .

Он был убежден, что «обязанность платить налоги является обязанностью общей, вытекающей из принципов равенства всех перед законом и из принципов справедливости: тот, кто относится к государственному союзу, не может быть освобожден от обязательств, вытекающих из сущности этого союза, тот, кто пользуется выгодами государственной жизни, обязан способствовать достижению цели государства» .

Особое значение имеют земская, военная, образовательная и судебная реформы. Так, после отмены крепостного права возникла необходимость проведения земской реформы , которая заключалась в создании в центральных губерниях и уездах новых заведений - земств, органов самоуправления. Земства не касались государственных вопросов, их деятельность ограничивалась хозяйственными и духовными функциями. Земства хотя и были выборными, но выборы не были всеобщими. Членами земств в большинстве становились лица, которые имели дворянское происхождение. Также земства находились под контролем губернатора и полиции, а губернатор имел полномочия приостановить исполнение решений земств.

Вроде земских учреждений было реорганизовано и городское управление. Ликвидировалась городская дума, которая состояла из высших слоев общества, а взамен вводилась общая дума, которая состояла из разных слоев общества и избиралась на четыре года.

Для управления городом городская дума избирала городскую управу (исполнительный орган) и городского председателя. В распоряжении выборных органов были вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы.

Относительно судебной реформы , то формирование новых судов началось в Петербургской и Московской губерниях, а позже реформирование распространилось по всей территории Российской империи.

Инновационность этой реформы заключалась в том, что впервые провозглашалась независимость суда от администрации, а судья, назначался правительством, освобождался от должности только в соответствии с постановлением суда. Впервые была введена одинаковая ответственность для всех слоев общества перед законом.

Ограниченность судебной реформы заключалась в том, что привлечение к ответственности государственного служащего осуществлялось не в соответствии с решением суда, а согласно постановлению его руководства.

Впервые был провозглашена открытость судебного следствия, то есть на судебных заседаниях могли присутствовать публика и представители прессы. Водилось соревнования прокурора и адвоката (присяжного поверенного). Хотя провозглашалось, что суд является общим для всего населения, но для крестьян сохранялся волостной суд, для духовенства - консистории, для рассмотрения коммерческих дел – коммерческий суд, для военных – военный суд.

Политические дела были исключены из производства областных судов и стали рассматриваться специально назначенными присутствующими, без присяжных. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Именно судебная реформа была наиболее последовательной, она формировала представление о правах человека в обществе и правовом государстве.

Военная реформа. В стране была введена всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, которые достигли двадцать один год. Важным нововведением было сокращение срока службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте составлял шесть лет с последующим зачислением в запас на девять лет, на флоте срок службы достигал семи лет и трех лет в запасе. Конечно, с учетом формирования численности такая реформа позволила значительно увеличить численность армии в случае войны, а соответственно улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Осуществлялись новые инициативы правительства по оснащению армии новыми видами военной техники. Также получили активного развития идеи по созданию парового флота.

Реформа в области образования . Н.Х. Бунге отмечался своими радикальными взглядами в сфере реформирования образовательной отрасли. Им была предпринята попытка ввести новый университетский устав, согласно которому ректор, профессоры и доценты избирались на вакантные должности университетским советом. Согласно этому уставу провозглашалась автономия университетов, уменьшая зависимость от Министерства народного просвещения. Однако всех преподавателей, которые были выбраны университетским советом, окончательно утверждали в министерстве.

Важным шагом в системе общего образования было введение принципов общеобразовательной школы, создание государственных, земских и церковных школ. Эти три типа школ составляли систему начального трехлетнего образования. Средними учебными заведениями стали семилетние гимназии: классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, а также реальные, в которых преподавали математику и естественные науки.

Лица, окончившие классическую гимназию, имели право без экзаменов поступать в университет, а реальную - в технические заведения. Таким образом, устанавливалась преемственность среднего и высшего звена образования.

Очень важным шагом в системе реформирования образования стало создание высших женских курсов. Такие реформы в образовании способствовали тому, что начался активное развитие именно университетской науки.

Бюджетная реформа. С целью контроля государственных финансов Н.Х. Бунге была проведена бюджетная реформа, которая регламентировала заключение смет и контроль расходов государственных средств. В Российской империи впервые стали печатать Государственный бюджет в правительственных изданиях.

По нашему мнению, важным является анализ так называемого политического завещания Н.Х. Бунге, известный как «Загробные заметки», в котором автор изложил широкую программу неотложных реформ общества Российской империи: реформирование органов государственного управления, реформирование местного управления, торгово-промышленное законодательство, правовое регулирование социальной сферы, правовое регулирование трудовых отношений и т.д.

Над текстом «Загробных заметок» Н.Х. Бунгеработу начал еще в 1885 году, а закончил в 1894 году. Сначала заметки предназначались лично Александру ІІІ, а после его смерти были переадресованы Николаю II. После смерти Н. Х. Бунге «Загробные заметки» были напечатаны в нескольких номерных экземплярах, с которыми были ознакомлены ведущие государственные деятели Российской империи.

С какими проблемами пришлось бороться Н.Х. Бунге на посту чиновника? Какой была ситуация на политической арене в стране? На эти вопросы нам дает ответ автор, чтобы можно было понять направления его деятельности и мотивацию основных принятых решений, отраженных в вышеупомянутых реформах.

Ликвидация крепостного права, гласность суда, предоставление свободы печати, отмена телесных наказаний, самоуправление, начиная от сельского управления и города и заканчивая уездным и губернскими земскими учреждениями - это основные направления реформирования, которые были направлены на улучшение жизни в стране.

Хотя страна и общество в то время переживали не лучшие времена, поскольку, несмотря на дарованные блага, появлялись анархисты, террористы, враги династии и общественного порядка.

Н.Х. Бунге отмечает, что работая на правительственных должностях, он пытается решить следующие основные задачи, которые также стали своеобразным завещанием потомкам, поскольку не все они были воплощены в жизнь:

1) освободить внешнюю политику от опеки иностранных стран;

2) развить национальное чувство, создавая при этом национальную идею о принадлежности российских территорий русским;

3) упорядочить внутреннее управление;

4) развить духовные и материальные силы народа.

В вопросе освобождения внешней политики от опеки иностранных стран, он стремится сохранять дружеские отношения с правительствами и народами, не выходя за пределы мира, относиться безразлично иностранных публикаций, могут привести страну к военному состоянию. Государство должно находиться в состоянии покоя, собраться с силами, но в то же время быть готовым в случае необходимости выдержать натиск врага.

В вопросе развития национального чувства и создании при этом национальной идеи о принадлежности российских территорий россиянам Н. Х. Бунге, несомненно, пытается реализовать стремление национального единства в стране с целью поглощения слабых народов. Он отмечал, что в Российской стране должны доминировать русская государственность, русские учреждения, русская народность, русский язык, как общегосударственный, и уважение к вере, которую исповедует русский народ.

Во-первых, государственная власть должна доминировать над другими народами в стране не как власть завоевателя, которому подчиняются победители до тех пор, пока они не смогут победить ее. Члены других национальностей со временем должны стать достойными членами общества Российской империи, а не оставаться чужими. Большинство из тех, кто проживает на территории страны, а равно не имеет исторического прошлого и развитого общества, должны слиться с коренным населением.

Во-вторых, государственные российские учреждения и законы не должны изменять уклад жизни других народов, но должны способствовать сближению с коренным населением, усиливать единство страны, развивать уважение к правительству и его авторитет.

В-третьих, государственный язык должен стать основной, если в этом есть необходимость, а не языком, искусственно искореняющим другие языки.

В-четвертых, необходимо обеспечить власть церкви, но при этом не запрещать свободу выбора религии лицам, имеющим иное вероисповедание. Церкви следует обратиться не к полицейской власти, а создать положительный образ ее представителей. Надо внедрять религию не внешней силой, а убеждением, примером, должной жизнью духовенства.

Следует отметить, что при введении реформ Н.Х. Бунге оперирует вышеупомянутыми положениями, поскольку именно они усиливают государственный авторитет на административном уровне, а также защищают страну от внутренних и внешних врагов.

Итак, реформаторская деятельность М. Х. Бунге имела инновационный и революционный характер для того времени. Ряд идей актуален и по сей день.

Литература

1. Бунге Н.Х. Загробные заметки. Публикация В.Л. Степанова // Рекавремён. Кн.1. – М., 1995. – 350 с.

2. Бунге Н.Х. Заметки о настоящем положении нашей денежной системы и средства к её улучшению // Сборник государственных знаний. – Т.8. – СПб., 1880. – 240 с.

3. Бунге Н.Х. Общий оборот внешней торговли, торговый баланс и таможенные пошлины первостепенных держав в ХІХ столетии // Российский вестник. – 1867. – Т.71. – 114 с.

БУНГЕ НИКОЛАЙ ХРИСТИАНОВИЧ

Бунге, Николай Христианович - финансист, экономист и государственный деятель (1823 - 95), происходит из дворян евангелического исповедания, родился в Киеве, где отец его считался опытным медиком по детским болезням; образование получил в 1-ой киевской гимназии и в университете святого Владимира, где окончил курс в 1845 г. Тогда же Бунге был определен преподавателем лицея князя Безбородко, а по защите в 1847 г. магистерской диссертации "Исследование начал торгового законодательства Петра Великого" ("Отечественные Записки", 1850) был утвержден профессором лицея. В темном нежинском захолустье он явился горячим миссионером европейской науки и гражданственности; как профессор, он деятельно заботился о поднятии уровня развития своих слушателей: чтобы сделать доступными для избранных им студентов сокровища европейской науки, Бунге давал в своей квартире уроки по иностранным языкам. Эту редкую и симпатичную черту - любить все молодое и чуять в молодом все даровитое - Бунге сохранил и впоследствии, когда (в 1850 г.) сделался профессором в университете святого Владимира, и в этом лежит разгадка чрезвычайного успеха его университетских лекций. В 1852 г. Бунге был удостоен Киевским университетом степени доктора политических наук за диссертацию "Теория кредита" (Киев, 1852). В 1869 г. переменил кафедру политической экономии и статистики на кафедру полицейского права. Полицейское право не представляется Бунге цельной наукой; в учении о безопасности (законы благочиния) он видит часть государственного права, а в учении о благосостоянии (законы благоустройства) - прикладную часть политической экономии. Сообразно с этим, в его курсе "Полицейского права" (Киев, 1873 - 77), который остался неоконченным, и в котором он успел изложить некоторые отделы благоустройства, преобладает экономическая точка зрения. Полицейское право Бунге соответствует тому, что в настоящее время известно под названием экономической политики. При изложении теории экономической политики автор не ограничивается одними общими началами, так как, по его мнению, изучение одних общих законов без связи с фактами, в которых этих законы обнаруживаются, легко вырождается в сухую и отвлеченную схоластику, могущую иметь интерес для специалистов, но бессильную разрешить жизненные вопросы. Бунге издал еще для своих слушателей "Курс статистики" (Киев, 1865; 2-е изд., 1876) и "Основания политической экономии" (ib., 1870). В трудные дни университетской жизни, когда университеты лишались самоуправления, Бунге в должности ректора по назначению (с 1859 - 1862 г.) с достоинством стоял во главе Киевского университета. Но и по возвращении университетам избирательного права Бунке дважды был избираем ректором того же Киевского университета и состоял в этой должности с 1871 по 1875 г. и с 1878 по 1880 г. В 1880 г. он оставил университет. Бунге принадлежал к числу тех профессоров, которые не замыкаются в глухие стены своего кабинета. Обладая светлым и обширным умом, он не мог не отзываться на общественные вопросы, которые жизнь ставила на очередь. Результатом был целый ряд статей, помещенных им в разных периодических изданиях, начиная с 1852 г. Таковы статьи, относящиеся к ожидавшейся тогда крестьянской реформе (в "Отечественных Записках", 1858, и в "Русском Вестнике" 1859 г., ¦ 2 и 8), к распространявшемуся новому виду промышленных предприятий в форме акционерных обществ (в "Журнале для акционеров", 1855 и 1858) и многие другие, между которыми нельзя не отметить его замечаний об устройстве учебной части в университетах (в "Русском Вестнике" 1858 г., т. XVII) и банковой политике (в "Сборнике Государственный Знаний", т. I, 1874). Важное практическое значение имело и его исследование "Товарные склады и варранты" (Киев, 1871); но особое внимание обратили на себя исследования Бунге о способах восстановления у нас правильного денежного обращения, потрясенного чрезмерным выпуском бумажных денег. Сюда относятся труды: "О восстановлении металлического обращения в России" (Киев, 1877); "О восстановлении постоянной денежной единицы в России" (Киев, 1878) и статьи в "Сборнике Государственных Знаний", т. VI, 1878, и т. XIII, 1880 г. Бунге также перевел и дополнил сочинение А. Вагнера "Русские бумажные деньги" (Киев, 1871). В 1859 г., когда созревала крестьянская реформа, Бунге был приглашен к участию в финансовой комиссии, имевшей своим назначением приискание оснований и способов окончательного разрешения крестьянского вопроса посредством выкупа наделов при содействии правительства. Снова призванный в Петербург для участия в обсуждении нового университетского устава (1863), Бунге получил поручение преподавать науку финансов и политической экономии наследнику цесаревичу Николаю Александровичу. В основу этих лекций Бунге положил переведенную им на русский язык книгу Карла фон Гока "Налоги и государственные долги" (Киев, 1865). По возвращении в Киев, Бунге, не оставляя университетских занятий, принял должность управляющего киевскою конторою государственного банка. Стоя, таким образом, у самого источника кредитных операций, Бунге получил возможность на практике проверять указания теории финансов. С этого времени голос его приобретает решающее значение в вопросах финансовых. Вступление Бунге в 1880 г. в должность товарища министра финансов и вскоре затем в 1881 г. и министра финансов встречено было с сочувствием и большими надеждами. - Бунге - министр финансов. Бунге пришлось вступить в управление министерством при весьма тяжелых обстоятельствах. Наступившая после 1 марта 1881 г. реакция отразилась и на финансовом состоянии страны. К тому же два года сряду - 1884 г. и особенно 1885 г. - ознаменовались почти повсеместным неурожаем, и это вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли. Первый бюджет 1881 г. Бунге пришлось свести с дефицитом на сумму свыше 50 миллионов рублей. Сумма государственного долга на 1 января 1881 г. достигла свыше 6 миллиардов, и неизбежно было заключение целого ряда новых займов. Одним из первых действий Бунге явился выпуск золотой 6%-ой ренты 1883 г., встретивший, в виду чрезвычайно высокого процента, недоброжелательное отношение в обществе. Состояние курса кредитного рубля было весьма неудовлетворительно. В 1881 г. средняя цена рубля составляла 65,8 копеек золотом, в 1886 г. - 58,9; платежный баланс был чрезвычайно неблагоприятен, и на заграничных биржах, особенно берлинской, производилась спекуляция с русскими фондами и кредитными рублями, против которой Бунге, руководствуясь системой невмешательства в биржевые отношения, не принимал надлежащих мер. В одном из своих первых всеподданнейших докладов (1883) Бунге следующим образом определил свою финансовую программу: "Внимательное изучение слабых сторон нашего государственного строя указывает на необходимость обеспечить правильный рост промышленности достаточным для нее покровительством: укрепить кредитные учреждения на началах, проверенных опытом, способствуя притом удешевлению кредита; усилить в интересах народа и государства доходность железнодорожных предприятий, установив над ними надлежащий контроль; упрочить кредитное денежное обращение совокупностью направленных к достижению этой цели постепенно проводимых мер, ввести преобразования в системе налогов, сообразные со строгой справедливостью и обещающие приращение доходов без обременения плательщиков податей; наконец, восстановить превышение доходов над расходами (без чего улучшение финансов немыслимо) ограничением сверхсметных кредитов и соблюдением разумной бережливости во всех отраслях управления". Из этой программы Бунге безусловно не удалось выполнить превышения доходов над расходами, вследствие значительных расходов на срочное погашение государственных займов. Во всем же остальном время управления Бунге явилось, действительно, выдающейся эпохой в истории русских финансов. Одним из первых финансовых мероприятий явилось понижение выкупных платежей, которое Бунге считал необходимым для улучшения благосостояния сельского населения, и которое настоятельно вызывалось тем, что в общем с крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. Понижение было произведено в размере 1 рубля с каждого обложенного выкупными платежами душевого надела в великорусских местностях и на 16 копеек с рубля в малороссийских местностях. Общая сумма понижения составила до 12 миллионов рублей в год. В 1885 г. Бунге вошел в государственный совет с представлением о повсеместной (кроме Сибири) отмене с 1 января 1886 г. подушной подати, составлявшей со времени Петра Великого краеугольный камень нашей финансовой системы. Эта мера должна была уменьшить ресурсы государственного казначейства на 57 миллионов рублей, часть которых предполагалось возместить увеличением налога на спирт (до 9 копеек за градус), а часть - увеличением оброчной подати с государственных крестьян (от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет). Государственный совет, однако, решил перевести государственных крестьян на выкуп, который представлял собой в действительности не что иное, как замаскированное увеличение оброчной подати. Законом 12 июня 1886 г. был установлен обязательный выкуп для государственных крестьян. Отмена подушной подати должна была повлечь за собой и отмену круговой поруки. И в 1885 г. Бунге в своем представлении государственному совету, указывая на разорительные последствия такого способа взыскания налогов, вызывающего, с одной стороны, "прикрепление крестьян к земле паспортной системой", с другой - "стремление самовольной отлучки для приискания лучших заработков", высказывался в пользу отмены круговой поруки. Государственный совет не согласился с доводами Бунге, и круговая порука была оставлена для налогов, заменивших подушную подать. Во всяком случае, уничтожением подушной подати и понижением выкупных платежей помещичьих крестьян мы обязаны исключительно Бунге, который совершил чрезвычайно смелый шаг, отказавшись от доходов до 70 миллионов рублей в то время, когда бюджет давал дефицит. Это значительное уменьшение доходов заставило Бунге обратиться к другим источникам и - прежде всего - к увеличению налогов. Так, при Бунге были увеличены налоги, кроме налога на спирт (сперва до 8 копеек по закону 19 мая 1881 г., затем до 9 копеек за градус, по закону 18 мая 1885 г.), на сахар (12 мая 1881 г.), на табак (18 мая 1882 г.); повышен гербовый сбор (19 января 1882 г.), повышены таможенные ставки на многие предметы ввоза, и закрыт транзит через Закавказье; введен налог на золотопромышленность, установлены дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.), возвышен налог с недвижимых имуществ в городах (13 мая 1883 г.), и увеличен налог поземельный, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на переход имуществ безмездными способами (налог на дарения и наследства), повышены налоги на заграничные паспорта, регулирована продажа питей. Вместе с этими податными реформами Бунге заботился о введении института податных инспекторов, который должен был обеспечить более правильное поступление налогов. Огромное значение для дальнейшего экономического развития России имели учрежденные при Бунге новые государственные кредитные установления. Исходя из той точки зрения, что хозяйственное расстройство крестьян происходит, главным образом, вследствие недостаточности и малой производительности их земельных наделов, причем приобретение других земель в собственность представляется для крестьян крайне затруднительным в виду невозможности пользоваться долгосрочным кредитом, Бунге выработал проект государственного ипотечного банка для содействия крестьянам в приобретении ими земли. Устав банка был Высочайше утвержден 18 мая 1882 г. Ссуды должны были выдаваться 51/2% закладными листами, получившими название 51/2% государственных свидетельств крестьянского поземельного банка. По самому своему уставу банк должен был являться лишь посредником между крестьянами и землевладельцами, уже совершающими сделку по собственной инициативе. И с самого начала назначение банка, как гласили мотивы государственного совета, должно было состоять в содействии зажиточным и имеющим некоторый достаток крестьянам, но не малоземельным. Банк начал свои действия 10 апреля 1883 г., и к концу министерства Бунге, к 1886 г., имел в своем распоряжении запасный капитал в 467,7 тысяч рублей. Наряду с этим банком был открыт также и дворянский банк, который был учрежден специально "для помощи дворянству". По идее Бунге банк должен был выдавать ссуды лишь тем дворянам-землевладельцам, которые сами хозяйничают на своей земле. Но государственный совет принял проект Бунге, устранив всякое ограничение. При Бунге сильное расширение получило сооружение казенных железных дорог. Для этой цели при Бунге было израсходовано до 133,6 миллионов рублей; казною сооружено железных дорог всего протяжением в 3461 версту. Кроме того, приобретено в казну несколько линий частных обществ. Бунге сам сомневался в том, чтобы "обращение железных дорог в государственную собственность сразу обогатило казначейство", но видел, что "со временем железные дороги могут сделаться такою же отраслью государственного хозяйства, как почта и телеграфы". Несмотря на отсутствие плана в выкупе частных дорог и государственного железнодорожного строительства и на огромные дефициты от эксплуатации железных дорог, все же именно Бунге много содействовал упорядочению нашей железнодорожной политики, а вместе с ней и вообще русских финансов. Управление Бунге министерством финансов ознаменовалось торжеством протекционизма. Деятельность Бунге совпала с националистическим курсом внутренней политики. Идеал независимости национального хозяйства, освобождения его от иноземного господства, проповедовавшийся с особенной энергией "Московскими Ведомостями", а затем Менделеевым, приводил к требованиям повышения пошлин. Известное влияние на протекционистское направление политики внешней торговли при Бунге оказал общий подъем таможенно-охранительной волны, прокатившейся по всей Европе и в частности в Германии вызвавшей в 1879 г. значительные перемены в тарифной системе. В 1881 г. была произведена надбавка на 10% на весь тариф. 16 июня 1884 г. последовало повышение пошлины на чугун, к которому затем присоединились соответственные повышения на вальцевое железо, сталь, машины и т. п. В 1884 г. была также установлена общая пошлина на уголь с дифференциональным обложением угля, ввозимого через черноморские порты и западную сухопутную границу. Одной из крупных заслуг Бунге как министра финансов является его стремление к введению у нас подоходного налога. Острая финансовая нужда в конце 70-х и начале 80-х годов, вызванная отчасти турецкой войной, отчасти сокращением целого ряда государственных ресурсов в виду податных реформ, отчасти вообще дурным финансовым управлением, поставила на очередь коренную реформу налогового обложения. В своем всеподданнейшем докладе на 1884 г. Бунге в категорической и определенной форме признал подоходный налог наиболее целесообразным и справедливым способом обложения. Но, опасаясь сильной ломки хозяйственных отношений, он не решился сразу приступить к введению подоходного налога и на первое время установил ряд частных налогов, имевших значение мер, подготовлявших введение одного подоходного налога. В числе реформ Бунге необходимо указать еще первый шаг на пути регламентации фабричного труда, выразившийся в законе 1 июня 1882 г., начало более правильного устройства городских и частных банков, положенное правилами 26 апреля 1883 г., и питейную реформу 1885 г. Немногим министрам пришлось вынести столько нападений со стороны печати, в особенности "Московских Ведомостей", и немногие относились к ним столь спокойно, не прибегая к защите карательной администрации и ограничиваясь официальными опровержениями строго фактического характера. В январе 1887 г. Бунге оставил пост министра финансов и назначен был председателем комитета министров. Бунге был избран в почетные члены различных обществ, университетов: Петербургского, Новороссийского, Святого Владимира и Академии Наук; в 1890 г. избран ординарным академиком по политической экономии и издал книгу "Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии" (СПб., 1890), которая является интересным материалом для изучения бюджетного права. При составлении этой книги автор пользовался целым рядом практических сведений, доставленных ему нашими финансовыми агентами в Париже и Лондоне. - Бунге - экономист. Главным фактором экономической жизни Бунге считал соперничество. Не соглашаясь вполне ни с одним из классиков и находя значительные неправильности в воззрениях как Ад. Смита, Рикардо, Мальтуса, Милля, так и Кэри и Бастиа, он придерживался эклектической точки зрения, преимущественно примыкая к теориям Мальтуса и Милля. Главным регулятором экономических явлений он считал спрос и предложение и ими объяснял почти все экономические явления. Этому взгляду вполне соответствовали и социально-политические воззрения Бунге. За соперничеством Бунге признавал огромное благотворное влияние. Без соперничества наступил бы громадный упадок сил. Соперничество оказывается гибельным, когда вступают в борьбу силы неравные, с одной стороны, сплоченные, поддерживаемые монополиями, привилегиями, громадным капиталом, а с другой - раздробленные, лишенные всякой поддержки и необеспеченные в своей деятельности. Зло заключается, по мнению Бунге, не в соперничестве, а в недостаточном его уравновешении. Тем не менее, в покупке живой рабочей силы, т. е. в найме труда, Бунге не видел ничего порабощающего и унизительного, ибо эта покупка соединена с обоюдной выгодой. Вмешательство государства в экономическую жизнь Бунге допускал лишь в небольших размерах и в крайних случаях. Эта точка зрения не мешала, однако, Бунге признавать целесообразность государственного вмешательства в области торговой политики и в области "мер, относящихся к упрочению благосостояния фабричных рабочих". Практические мероприятия Бунге в бытность его министром финансов установили за ним славу строгого протекциониста. В своих теоретических воззрениях, изложенных им в курсе "Полицейского Права", Бунге не является, однако, безусловным протекционистом. По мнению Бунге, таможенные пошлины составляют налог и должны быть рассматриваемы, главным образом, как подать. Они должны как можно меньше зависеть от торговых договоров, должны быть соображены с общею системою налогов, с влиянием их на производство, на торговлю и на потребление. Поощрение промышленности может и должно иметь место. Но покровительственный тариф и льготы, общие для всех лиц, дают поощрение без всякого разбора и потому не всегда желательны. Пособия часто свидетельствуют о нерасчетливости в государственном хозяйстве. Либеральный таможенный тариф способствует усилению потребления, но низкие таможенные пошлины при высоких налогах нежелательны. Что касается законов относительно рабочих, то, именно исходя из признания благотворного влияния соперничества, Бунге считал, что свобода сделок была бы нарушена, если бы рабочие не имели права входить между собою в соглашения относительно установления заработной платы. Не соглашаясь с представителями либеральной школы, возражавшими против пользы стачек, Бунге, тем не менее, не видел в союзах рабочих задатков для правильного развития общественной жизни и считал трэд-юнионы шагом назад по сравнению со средневековыми цехами. Считая задачей законодательства в области экономической жизни охранение свободы сделок, Бунге не допускал никакого ограничения прав частной собственности. По его мнению, несправедливость первоначального приобретения с течением времени сгладилась, ибо собственник влагает в землю свой труд, свой капитал и платит налоги от земли. Хозяйственная свобода не только способствовала поднятию человечества на высшую ступень благосостояния, но и в будущем должна служить непременным фактором развития. Капиталистическое производство, господство соперничества дают человеку надежду на лучшее будущее и делают его свободным. По своим методологическим взглядам Бунге примыкал к историко-статистическому направлению в политической экономии, но вносил в него целый ряд ограничений. Не соглашаясь с Рошером, Бунге считал, что историческое направление может внести в науку и в практическую жизнь беспринципный "оппортунизм"; он находил опасным отсутствие каких бы то ни было начал, оснований, правил и принятие в руководство исторических примеров, с попыткою следовать им в случаях, ошибочно признаваемых однородными с уже прожитыми человечеством. Требуя большой осторожности в применении дедуктивного метода, Бунге настаивал на усвоении политической экономией метода положительных знаний, наблюдений и опыта. Кроме "Исторического очерка экономических учений", напечатанного впервые в 1868 г. и дающего краткое изложение учений наиболее выдающихся экономических мыслителей, начиная от меркантилистов и кончая исторической школой, Бунге дал подробное изложение в обширных статьях специально учений Кэри ("Теория согласия частных интересов - первое политико-экономическое учение Кэри", 1858) и Дж.-Ст. Милля ("Дж.-Ст. Милль, как экономист", 1868). Эти статьи вместе с небольшим извлечением из статей Шмоллера о Менгере присоединены к "Историческому очерку экономических учений" и со значительными критическими добавлениями, изменениями и поправками изданы в 1895 г. под общим заглавием "Очерки политико-экономической литературы". Это был последний труд Бунге. - Ср.: П. Мигулин, "Русский государственный кредит" (I т., Харьков, 1899); Ковалько, "Главнейшие реформы, проведенные Н.Х. Бунге в финансовой системе России" (Киев, 1901); И. Табурно, "Эскизный обзор финансово-экономического состояния России за последние 20 лет (1882 - 1901)" (СПб., 1904); М. Соболев, "История таможенной политики России" (СПб., 1911); "Историческая справка по вопросу о введении подоходного налога" (официальное издание); Шульце-Геверниц, "Очерки общественного хозяйства и экономической политики России" (1901). С. Загорский.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БУНГЕ НИКОЛАЙ ХРИСТИАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БУНГЕ НИКОЛАЙ ХРИСТИАНОВИЧ
    I публицист и государственный деятель, происходит из дворян евангелического исповедания, род. 11 ноября 1823 г. в Киеве, где отец его …
  • БУНГЕ НИКОЛАЙ ХРИСТИАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? публицист и государственный деятель, происходит из дворян евангелического исповедания, род. 11 ноября 1823 г. в Киеве, где отец его …
  • БУНГЕ НИКОЛАЙ ХРИСТИАНОВИЧ
    (1823-95) российский государственный деятель, экономист, академик Петербургской АН (1890). В 1881-86 министр финансов. В 1887-95 председатель Кабинета министров. Проводил политику …
  • БУНГЕ НИКОЛАЙ ХРИСТИАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Христианович , русский буржуазный экономист, государственный деятель, академик Петербургской АН (1890). С 1850 профессор …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • ХРИСТИАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Пётр Иванович (1851 - дата смерти неизвестна), деятель в области трудового обучения, один из основателей русского мануализма. Сторонник естественного воспитания …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • ХРИСТИАНОВИЧ
    ХРИСТИАН́ОВИЧ Сер. Ал. (1908-2000), механик, акад. РАН (1943), Герой Соц. Труда (1969). Тр. по механике жидкости и газа, прикладной математике, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …