Как обработать кору березы для поделок. Обработка бересты. Изображения некоторых инструментов

Береста верхний слой березовой коры - прекрасный материал для изготовления различных изделий. Изделия из бересты занимали важное место в народных промыслах, из нее изготавливали игрушки, посуду, лапти, использовали для берестяных грамот, делали лодки, применяли в строительстве как гидроизоляцию. В настоящее время бересту используют для изготовления сувениров, украшений, посуды, различных корзин и т.п.

Заготовка бересты

Заготовлением бересты занимаются с середины мая до конца июня. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она пристаёт к пробочному слою. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания, времени наступления и характера весны. Лучшая береста для изготовления всех видов изделий у берез в возрасте 20- 40 лет с гладким ровным стволом диаметром 150-350 мм. Ветви березы должны находится выше середины ствола, и тянуться вверх. Наиболее подходящая береста у берез растущих в умеренно влажных и умеренно тенистых местах.

Перед заготовкой бересты нужно получит официальное разрешение лесничества с указанием определенного места заготовки, как правило, это участки под вырубку леса.

Период заготовки бересты совпадает с периодом активности клещей, поэтому необходимы прививки против клещевого энцефалита и защитная одежда.

Наружный слой бересты имеет белый цвет, в изделиях его прячут внутрь и называют внутренним или изнаночным слоем.

Изнаночная сторона бересты

Внутренний слой бересты обращенный к стволу имеет различны оттенки от желтого до коричневого, в изделиях этот слой называется лицевым.

Лицевая сторона бересты

Существует несколько способов снятия бересты со ствола: пластом, лентой, склотнем.

Виды заготовок бересты: а- пластовая береста; б - берестяная лента (лыко); в - склотень

Заготовка пластом

Для снятия пласта нужно сделать два горизонтальных разреза длиной примерно200 ммна расстоянии 500-1000 мм(в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту) и соедините их вертикальный надрезом. Отогнув край бересты отделите ее от ствола, если время выбрано правильно береста без усилий отделится от ствола. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.

Снятие гигантского пласта бересты с упавшей березы

После съема бересту 30 минут просушивают в тени лицевой (обращенной к стволу) стороной вверх. Высушенные пласты укладывают лицевыми сторонами друг к другу и перевязывают веревкой. Если нет такой возможности то бересту скручивают в рулон лицевой стороной вверх по 8-10 пластов и перевязывают. Хранят пласты в развернутом виде в стопе сложенной попарно лицевыми сторонами, сверху кладут лист фанеры. Хранить лучше в темном, сухом, летом в прохладном, проветриваемом помещении.

Заготовка лентой

В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Нож держат, так чтобы указательный палец лежал на обушке лезвия, а большой палец упирался в ствол березы, ограничивая ширину ленты. Полученную ленту сворачивают в клубки или рулоны белым слоем наружу. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора. Для снятия ленты можно использовать специальный резак с ограничителем.

Технология заготовки бересты: а - надрезы бересты; б - съем пластовой бересты; в - упаковка пластовой бересты; г - надрез бересты; д - съем берестяной ленты; е - положение руки и ножа при съеме берестяной ленты; ж - упаковка берестяной ленты; з - съем берестяной ленты с помощью резака Г.Я. Федотова

Сколотень (цилиндр)

Ствол спиленного дерева размечают на участки, длина склотня не должна быть меньше 1,5-2 диаметров ствола плюс100 ммк высоте планируемого изделия.

Определив длину склотня делают кольцевой надрез, отслаивают бересту с помощью - сочалки (инструмента напоминающий штык). Плоской стороной ее вколачивают между берестой и лубом, и осторожно по окружности поступательными движениями отслаивают от ствола. Затем обхватив склотень руками или ремнем, снимают его, делая вращательные движения.

После снятия первого склотня расположенного ближе к вершине, отпиливают освобожденный конец ствола и приступают к снятию следующего склотня. Просушенные склотни вставляют последовательно друг в друга.

Технология заготовки склотней: а - разметка участков для заготовки склотней; б - отделение склотня от ствола с помощью сочалки; в - упаковка склотней

Необходимый инструмент для заготовки бересты: пила, топор, нож-резак, шпага (сочалка).

Инструменты для заготовки бересты: а - нож-резак; б - сочалка

Инструменты и приспособления

Рабочий стол должен быть хорошо освещенным, для удобства работы оборудован ящиками для хранения инструментов, приспособлений и кусков бересты.

Для предохранения от повреждений на столешницу кладут лист фанеры толщиной 6-10 мм. Размером не менее 800х500 мм.

Для работы с берестой используют следующие инструменты и приспособления:

Нож-косяк - для разрезания бересты, нож с изогнутым лезвием для зачистки бересты, нож-резак, с заточенный на одну сторону, для работы с прорезной берестой.

Инструменты для работы с берестой: а - нож-косяк; б - нож для зачистки бересты; в - нож-резак; г - прямое шило; д - шило с квадратным сечением; е - шило - кочедык; ж - зажим; з - пробойник круглый; и - пробойник треугольной формы; к - чекан в виде креста

Ножницы с тонкими лезвиями длиной 60-70 мм- для плетения, портняжные ножницы, с толстым лезвием и удобными ручками - для нарезания берестяных полос.

Шило круглое прямое, с притупленным отполированным кончиком - для разметки по бересте, шило сапожное с квадратным сечением - для прокалывания отверстий при сшивании изделий из бересты, шило-кочедык, плоское лопаточное шило с крючкообразным изгибом - применяется для плетения.

Деревянные и металлические линейки различной длины и угольники - для разметки и нарезки бересты.

Циркули измерительный и чертежный для разметки.

Пинцет используется при плетении.

Зажимы - применяются для временной фиксации берестяных полос во время плетения и при изготовлении изделий из пластевой бересты, могут быть сделаны из березового прута, можно применять бельевые прищепки, скрепки, канцелярские зажимы, струбцины и резиновый жгут.

Резцы - используются для выполнения прорезного орнамента, представляют собой заточенные желобки различного размера, в качестве резцов можно использовать полукруглые стамески по дереву подходящего размера.

Пробойники могут быть различных диаметров и форм, используются для замковых соединений и стандартных просеченных фигур. Внутренняя часть пробойника должна быть полой, через нее тонким стержнем удалят вырезанные участки бересты.

Изготавливают пробойники из трубочек различных диаметров, можно выточить пробойники на токарном станке, пробойники лучше изготавливать из углеродистой инструментальной стали (например - У8А).

Чеканы - предназначены для нанесения тисненого рисунка на бересте, изготавливаются из плотной древесины, металла, кости, на конец чекана выполнен рисунок. Для чеканов небольшого размера можно использовать медицинские буры.

Чеканы из древесины

Ленторез Ф.Ф. Трапезникова, предназначен для нарезания берестяной ленты определенной ширины. Ленторез состоит из двух половинок, зажимающих косой нож, одна из поло вин соответствует ширине ленты. Пласт бересты прижимается к краю деревянного уголка, проводя по нему ленторезом получают ровную ленту. Ленторезы можно сделать для лент различно ширины.

Ленторез Ф.Ф. Трапезникова

Шаблоны - приспособления соответствующие внутренним размерам и форме будущих изделий, они изготавливаются обычно из дерева. В качестве шаблонов можно использовать миски, вазы, коробки и другие предметы и емкости.

Доски-рамки нужны для временного хранения берестяных полос. Представляют собой кусок фанеры размером, например 500х300 мм. Через определенное расстояние натянуты резинки, которые удерживают в развернутом состоянии нарезанные полосы.

Доска-рамка для хранения берестяных лент

Подрезная доска необходима для работы с прорезной берестой, изготавливается из древесины липы, осины, бука, размер примерно 250х250 мм.

Для создания различных изделий могут понадобиться такие материалы как очищенные от коры ивовые прутья различного диаметра, стальная проволока диаметром от 0,2 до3 мм, дощечки из различной древесины (березы, сосны, ели), льняное или подсолнечное масло, клеи типа Момент, ПВА, медицинский клей БФ-6 (рекомендуется при изготовлении берестяной посуды).

Обработка бересты

Первый этап обработки бересты - снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.

Второй этап - расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, небольшие изделия делают из тонких лент, а более крупные типа корзин и коробов из более толстых.

Третий этап - нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать бересту можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза.

При длительном (более месяца) хранении не помешает провести промасливание подготовленных полосок. Использовать можно подсолнечное масло. Следует намочить фланелевую тряпочку в масле и ею протирать одновременно обе стороны. Свернуть полоски вновь в клубки и желательно сложить их в полиэтиленовые пакеты для длительного хранения.

Без масла береста становится хрупкой, ломкой и её надо замачивать в воде, если она влажной не хранилась в полиэтиленовом пакете. Через несколько часов нахождения в воде сухая береста становится эластичной, гибкой, готовой к плетению. Замачивать надо клубок или упаковку полосок целиком, чтобы полоски (ленты) не скручивались. Хороший материал не замачивают, а смачивают тряпочкой перед самым началом и во время плетения, применяя мыльную воду.

Плетение

Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий - салфеток, обложек для книг, также могут изготавливаться объемные изделия солонки, короба.

Корзина изготовленная прямым плетением

Косое плетение применяется в основном для изготовления объемных изделий - корзинок, вазочек, шкатулок, и плоских типа ремешков.

Берестяные короба, изготовленные способом косого плетения (работа С.В. Иванова)

При прямом плетении используют любое количество лент, при косом четное количество.

Первый этап плетение создания дна, получают переплетением полос до образования квадрата с рисунком шахматной доски, размеры которого определяются числом лент 4х4, 6х6, 7х7 и т.д. Количество лент соответственно берется 8,12,14 и т.д.

Для фиксации полос при плетении используют грузы (например стекло) и зажимы. Получив четкий квадрат, размечают дно будущего изделия, оно может быть квадратным или прямоугольным. При прямом плетении углы дна обозначены буквой - в, при косом плетении, проекция квадратного дна обозначена буквами - г, прямоугольного - д.

Изготовление дна изделия: а - начало плетения; б - готовое полотно; в - места соединения углов полотна зажимами и размещение дна изделия при прямом плетении; г - проекция дна изделия с квадратным дном при косом плетении; д - проекция дна изделия с прямоугольным дном при косом плетении; 1-6 - горизонтально расположенные полосы; 7-12 - вертикально вплетаемые полосы

Далее начинают формировать стенки. При прямом плетении формировать объем лучше вокруг шаблона соответствующего размера. Все выступающие за объем полоски поочередно сгибают под прямым углом вверх и перевязывают веревкой. Затем с любого угла начинают вводить дополнительные горизонтальные полоски постепенно переплетая ими вертикальные. Количество горизонтальных полос определяет высоту изделия.

Изготовление изделия способом прямого плетения: а - выведение полос в вертикальное положение; б - фиксация полос веревкой и вплетение горизонтальных лент; в - образование края изделия; г - готовое изделие

При косом плетении угол образуется на месте разметки путем перекрещивания и переплетения расположенных рядом полос. После заплетения всех четырех углов изделия выводят на нужную высоту. Для получения изделия с ровными стенками можно использовать шаблон, вокруг которого формируется изделие. В процессе работы полосы постоянно прижимаются друг к другу для получения плотной стенки без щелей.

После формирования внутренней части изделия, ленты перегибают наружу вниз и начинают плетения наружного слоя. Любое изделие состоит из двух слоев, при этом видимым будет, как внутри так и снаружи изделия внутренний - лицевой слой бересты.

Если длины нарезанных полос не хватает ее наращивают: заводят под предыдущий слой приподнимая его ножницами или шилом-кочедыг. Заканчивают плетении на наружной стороне дна.

Изготовление изделия способом косого плетения: а, б, в, - этапы образования угла изделия; г, д - этапы образования края изделия; е - готовое изделие

Изготовление туеса

Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.

Туеса делаются обшивными и выворотными. Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний.

Схема изготовления обшивного туеса

Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления.

Замки для сшивки рубашки туеса

1- сшивание туеса берестяной лентой, 2-8 - варианты замковых соединений

Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок.

При изготовлении выворотного туеса высота сколотня должна быть больше высоты рубашки. Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

Изготовление выворотного туеса: а - склотень с рубашкой; б - крышка с ручкой и донышко; в - нижний край склотня завернутый после размягчения в горячей воде; г - готовое изделие

Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками.

Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.

Ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком. Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки.

В крышке выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с-ручкой. Но он имеет еще и другое назначение, — располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

Изготовление ручек для туесов

Крестьяне хорошо знают, что соль хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены пряности.

Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи.

Работа с пластевой берестой

Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Пластевая береста используется для изготовления большого ассортимента изделий. Это сшивные туеса, шкатулки, сувениры, куклы, посуда и многое другое.

Шкатулка украшенная прорезной берестой

Куклы из бересты

Уникально и интересно новое направление изделий из бересты разработанное Владимиром Махнюком - берестяная посуда, это чашки чайники, самовары, в самоваре со стальным титаном для растопки можно даже вскипятить воду (ознакомить с работами и технологией мастера можно по его книге ).

Чайный набор работы В. Махнюка

Изделия из пластевой бересты и теса часто дополнительно украшают тем или иным способом.

Способы декорирования изделий из бересты

Тиснение

Способ украшения изделий из пластевой бересты с помощью чеканов и штампов. Чеканы изготавливают из различных материалов: дерева, металла, кости. На рабочем конце формируют рисунок. Тисненые орнаменты наносят на изделие с определенным ритмом, надавливая на чекан рукой или ударяя молотком.

Туеса украшенные тиснением (работа А.В. Шутихина)

Применяют еще горячие тиснение, когда перед запрессовкой чекан или штамп нагревают, при этом отпечаток в местах соприкосновения с берестой будет иметь коричневый оттенок, н асыщенность которого будет зависеть от температуры штампа, времени выдержки и толщины бересты, тут главное не переусердствовать, береста может сгореть.

В заводских условиях можно изготовить различные штампы со сложными рисунками.

Туеса украшенные методом горячего прессования

Гравировка выжиганием

Наносить рисунок на бересту можно выжиганием. Для этого используют электрический выжигательный прибор, главное при выжигание на бересте использовать минимальный нагрев выжигательного пера.

Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)

Выжигание можно подразделить на контурное, силуэтное и живописное (см. раздел выжигание).

Лазерная резка и гравировка

Резку и гравировку на бересте можно получать, используя современное лазерное оборудование. На лазерном станке можно выполнить резьбу на бересте, и любой вид выжигания. Данный способ позволяет изготавливать большое количество одинаковых элементов или изделий, с высокой производительностью.

Пример гравировки на бересте выполненный на лазерном станке

Выскабливание или Процарапывание

Выскабливание применяют на темноокрашенной бересте, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия коричневого цвета, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Коричневую бересту можно получить если снимать кору с погибших берез, подержать свежеснятую бересту 4-5 дней на ярком солнце, периодически смачивая ее водой, подержать бересту в болоте на глубине 10-15 смв течении 14 дней, окрасить бересту отваром ольховой коры, окрасить органическим красителем.

Рисунок на бересту наносят шилом прокалыванием кальки с изображением или обводя трафарет. Затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа-резака выскабливаю элементы орнамента, убирая темный слой. Можно делать наоборот выскабливать фон оставляя черным орнамент или изображение.

Крышка короба с изображение лебедей, выполненная выскабливанием. XIV в.

Аппликация

Аппликация это украшение из вырезанных из бересты узоров, которые приклеивают на изделие из бересты или другого материала.

Стеклянная ваза с наклеенной прорезной берестой (работа С.В. Иванова)

Картина выполненная аппликацией из бересты

Резьба

Резьбу обычно выполняют на бересте снятой с молодых берез. На кусок пластевой бересты нужного размера переносят шилом рисунок, через кальку или трафарет. С помощью ножа-резака удаляют участки фона. Резьбу выполняют на деревянной доске обычно из липы. Однотипные элементы можно вырезать пробойником соответствующей формы. Прорезная береста может дополнительно украшаться тиснением.

Изготовление прорезного орнамента

Туес украшенный прорезной берестой

Роспись

Древний способ украшений изделий из бересты, очень часто применялась для украшения берестяных туесов или бураков. Основные цвета красный, зеленый синий и их оттенки при смешении с белым. Иногда весь туес покрывал фоновой краской, а потом наносили рисунок. Перед росписью поверхность грунтуют, это может быть смесь мела со столярным клеем, а можно использовать клей ПВА. Для росписи можно использовать гуашь, темперу и масляные краски. Для закрепления роспись покрываю масляными лаками.

Пример расписных берестяных изделий

Готовые берестяные изделия смазывают льняным или подсолнечным маслом, это придает блеск изделию.

Литература:

1. Клевцов В.И. Плетение из бересты: 50 полезных изделий.-СПб.: Лениздат, 1996.-158 с., ил.

2. Махнюк В.Г. Береста: Техника. Примы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 168 с.: ил. 2008 г.

3. Финягин В. В. Изделия из бересты. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. - 128 с.: ил. - (Учимся у народных мастеров).

Бересту применяли для изготовления различных предметов быта, таких, как рыбачные челны (обласки), туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягоды, кедрового ореха и другое. Берестяные туеса делали для хранения молока, сметаны, рыбы, мяса. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения - вот главные качества этого материала. Все эти продукты могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Из специально обработанной бересты изготавливались сумки, одежда, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи, к тому же они не боятся влаги. Кроме того, береста сочетается с другими природными материалами.

Береста - доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Заготавливают бересту в мае - июне, во время сокодвижения. В это время она эластична, легко снимается со ствола, при тиснении на ней остается глубокий рисунок с мягкими краями. Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Если нужны большие, цельные куски, то бересту надо снимать со спинных деревьев, диаметром не менее 20 см., по возможности выбирая гладкие места без сучков. Вся наружная сторона коры зачищается с помощью ножа или шкурки и освобождается от грязи грибков и мха.

Перед применением, кору березы размачивают в горячей воде. При такой обработке береста хорошо расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок, а также становится гибкой и прозрачной. Работу эту надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить.

Изделия из бересты абсолютно экологически чистые, так как изготавливаются из натуральных материалов и только вручную. Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках - и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы. Очень часто приходится слышать, что при работе за компьютером, если надевать ободок из бересты, то не чувствуется усталость, а также зачастую нормализует давление.

Каждый посетитель имеет возможность овладеть навыками работы с берестой, под чутким руководством мастера. Вам не только откроются секреты этого удивительного материала, но и вы можете взять на память свое уникальное, неповторимое, авторское изделие.

Мастер-классы проводятся по предварительной договоренности. Дату и время согласовываем по телефону.
Записаться на мастер-класс и задать интересующие вопросы можно по телефону: 8 983 118 26 57

Художественная обработка бересты с XV XX вв.

Берёза - дерево, которое во Франции называют деревом Мудрости. Береза даёт нежность и красоту, из неё делают дёготь, из почек настойку при острой и хронической экземе. Лечебными свойствами берёза превосходит все остальные деревья русских лесов и садов. Из березы делают отличную бересту. Ее древнее название «бересто» известно с XV в. Позднее она стала называться «береста» и «берёста». Это легкий в работе и чрезвычайно долговечный материал нежного розовато-охристого цвета. Одним из самых ценных качеств этого материала является его влагостойкость. Бересту использовали в самых разнообразных целях. Ее подкладывали под первые венцы сруба избы, под тесовые крыши, чтобы предохранить дерево от гниения. Из нее плели лапти, изготовляли посуду: бураки, короба, лукошки. Существовали берестяные музыкальные инструменты – пастушьи рожки. Крестьянские дети забавлялись берестяными игрушками. В старину на бересте писали послания, она заменяла бумагу. Археологи при раскопках в древнем Новгороде обнаружили берестяные грамоты с текстами, выдавленными на берестяных пластинах металлическими палочками – «писалами».

В Каменном веке из бересты – коры берёзы, делали супер клей для приклеивания КАМЕННЫХ топоров, пик, ножей, одежды, обуви к дереву или между собой. Учёные определили крепость склеивания как максимально возможную – как сварка по металлу. В Канаде они подглядели способ изготовления клея у Индейцев (сами не смогли его изготовить в современной лаборатории). Индейцы выкапывали ямку в земле вкладывали туда кору – бересту Берёзы и засыпали её землёй. Потом вставляли сверху палку горящим угольным концом и плавили осторожно бересту в ямке без доступа воздуха (если туда попадал воздух всё загоралось и портилось). Береста превращалась в кусочек смолы. Для склеивания эту смолу опять нагревали – клеили КАМЕННЫЙ топор к деревянной ручке,- она остывала и приклеивала камень и дерево как сварка.

В XIX–начале XX в. в каждом крестьянском доме на Севере можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, берестяные лапти (ступни).

Для плетения использовались лычки, т. е. берестяные ленты. В ходе работы такие ленты образовывали несложный узор. – в клеточку, в косичку, в веревочку, в треугольники. Мастера использовали различные оттенки естественного цвета бересты. Изделия, сплетенные хорошим мастером, ценились и береглись, эти вещи были подлинными произведениями искусства.

Шемогодская резьба

Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.

Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе, притоку Северной Двины, вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев. На ярмарке в Великом Устюге он видел в торговых рядах и «береженые фигурками напечатанные бураки».

По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.

Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.

При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент, и вся пластина будет испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по силам лишь специалистам высокого класса.

Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.

С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок, все жители которой носили фамилию Вепревы, выдающимся мастером конца XIX–начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента – того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. Работы мастера отличались чистотой резьбы и красотой рисунка. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.

В 1918 г. мастера из деревни Курово-Наволок были объединены в артель «Художник». На Шемоксе существовала еще одна артель, созданная в 1934 г. Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. Их изделия отличались особой чистотой исполнения, разнообразием форм и новизной узоров.

В 1964 г. производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 г., когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берестой. А в 1970-е гг. производство резной бересты сосредоточилось на фабрике «Великоустюгские узоры».

Домшинская береста

В конце XIX–начале XX в. широкую известность приобрел промысел «домшинская береста». Он получил свое название по Домшинской волости Вологодского уезда, в деревнях которой мастера особым способом украшали плетеные берестяные изделия.

Бересту заготавливали в начале лета, очищали от неровностей и резали на длинные полоски, так называемые лычки. Края лычек заравнивали и сматывали берестяные полоски в клубки. До зимы эти клубки хранились в нежилых помещениях. Их пускали в дело, когда завершались полевые работы.

Сначала бересту распаривали и плели из нее всевозможные предметы: пестери, короба, туеса, солоницы, корзины, зобеньки, емкости для круп и т. д. При этом использовали несколько слоев лычек. Плетение могло быть как диагональным, так и прямым. Готовые изделия мастера раскрашивали красной, желтой, синей, иногда зеленой краской. Цвета чередовались в шахматном порядке, шли по лычкам полосами или отдельными пятнами. Кроме раскраски, мастера наносили на изделия прорезные и тисненые узоры. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными из твердых пород дерева или кости. Рисунок на штампиках мог быть различным. Вырезали чаще всего звездочки, круглые розетки, ромбики и тому подобные фигуры. Из этих простых элементов складывались разнообразные орнаменты.

Еще одним характерным для домшинских мастеров способом украшения плетеных предметов была сквозная просечка верхнего слоя берестяной лычки. Узоры состояли из геометрических фигур: кругов, треугольников, ромбов, шестигранников, овалов, звездочек. Красоту рисунку придавала цветная фольга, подложенная под прорезной узор. Позднее, в начале XX в., стали просто раскрашивать второй слой бересты под прорезным узором. В дорогих изделиях, которые, как правило, изготовляли на заказ, встречается сочетание сквозных и тисненых узоров с раскраской.

Береста – материал природный, она долго сохраняет запах леса, обладает антисептическими свойствами, не боится сырости и холода, не пропускает влагу, имеет различные оттенки: от бело-розового до густого красно-коричневого. Мастера знали и ценили эти природные свойства бересты и умело использовали их в своих произведениях. Изделия домшинских мастеров были долговечны, удобны и красивы, поэтому их охотно покупали.

Промысел быстро распространился по всей Домшинской волости, так как она была расположена в выгодном торгово-экономическом районе Вологодчины. Через нее пролегал водный путь по реке Шексне к северным и центральным районам России, здесь в конце XIX в. прошла железная дорога Вологда – Санкт-Петербург. Столица стала крупным потребителем продукции домшинских ремесленников.

Изделия домшинских мастеров представлялись на всех крупных выставках того времени наряду с вологодским кружевом, шемогодской резьбой, устьянским рогом.

Как и многие другие виды народного творчества, промысел угас в 1930-е гг.

Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков.

Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким прорезным геометрическим орнаментом.

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях. Для работы потребуется: нож-резак, шильце (притупленное и ошлифованное), линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на которой выполняют резьбу.

Изготовление берестяных изделий с резьбой состоит из:

Изготовление заготовок;

Изготовление орнамента;

Монтажа, в процессе которого берестяная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия.

Изготовление заготовок включает:

Расслоение бересты

Нарезка полосок;

Разметка рисунка под орнамент.

Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы, заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей воде в течение 3-4 часов и лишь, потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом: в местах «прилипания» одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить. Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке. Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку рисунок. Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и наглазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких деталей рисунка.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики и т. д, далее постепенно усложняя рисунок.

Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое.

Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к основе. Резная береста не лакируется она должна сохранять свой естественный цвет.

С успехом использовалась береста и в более поздние времена. Так, например, во время Великой Отечественной войны многие партизанские отряды, не имея под рукой иного писчего материала, писали листовки и своеобразные «лесные газеты» именно на пластах бересты.

На Руси береза всегда была любимым деревом. Наши предшествующие поколения почитали ее за то, что, по поверьям, она могла исполнять желания. По обычаю, девушки приносили березе угощение - собственноручно испеченные пироги, садились поддеревом и обращались к нему с заветной просьбой. Как лекарственное растение береза упоминается еще в «Домострое». Свежим березовым соком лечили простудные и кожные заболевания, в качестве средства от опухолей использовали березовый гриб - чагу. Хорошим мочегонным средством считались почки березы, из которых готовился чай. Листья березы люди собирали во время войн и готовили из них общеукрепляющий витаминный напиток.

Но вернемся еще раз к бересте. Береста не только служила "связью" битым горшкам, но и сама являлась посудой и тарой и находила себе применение в каждом русском доме. Различной емкости короба, туеса для сбора ягод, корзинки плетеные и "цельнокроеные" - они, так или иначе, обязаны своим появлением бересте. Потому и общие для них названия берестень или берестен (те, что покрупнее, например, на четверть пуда коровьего масла) и берестничек (они поменьше, обычно под сметану или мед). Однако имелась и более точная их, как теперь говорят, дифференциация. Скажем, туеса - это сравнительно небольшие (не более 15 сантиметров в диаметре) цилиндрические сосуды с тугой крышкой и часто с дужкой на ней. Лукошки делались низкими, открытыми (40-45 сантиметров в поперечнике) и обычно с ручкой. Наконец, самые вместимые, закрытые короба (коробья) служили для хранения одежды, белья, домашней утвари. С коробами, полными мелкого товара (помните: "Эх, полным-полна моя коробушка..."?), ходили по селам торговцы-коробейники, они же лукошники или офени. Лукошко и короб служили даже старинной мерой объема, особенно для зерна.

Для иностранцев визитной карточкой России, помимо медведей и перестройки, стала береста, вот почему они давно восхищаются русскими сувенирами, сделанными из столь экзотичного для них материала.

Береста была верной спутницей древних славян: в неё обувались, ей украшались, расчёсывали волосы, в ней хранили продукты, из неё питались, ею одевались и на ней писали, наконец.

Ещё недавно, повально мечтая превратить свои дома в искусственно-синтетические евронорки, горожане оставались совершенно равнодушными к «простонародной» бересте.

Однако, возврат к корням, происходящий сейчас во всём мире - это не просто дань моде. Это - интуитивно-иррациональное понимание того, что только в окружении природных материалов мы можем чувствовать себя, «как дома».

Уют домашнего очага создаётся милыми мелочами. Вот на стене висит связка берестяных тапочек - лаптей, на столе стоят берестяные кружки (кстати, такие кружки не протекают!), а вот - рядками на полках - большие и маленькие узорчатые туеса, в которых хранятся крупы и мука.

Нужно заметить, что содержимое берестяных сосудов не отсыревает, потому что береста впитывает лишнюю влагу.

Но, самое главное - это бактерицидные свойства бересты, о которых, естественно, знали наши, всё ведавшие, предки.

В берестяных коробах хранили, например, молоко, которое могло не прокисать две недели, а также, рыбу, мясо, грибы, которые тоже долгое время оставались свежими.

называемой пермгорской росписью, получивший название по имени селения Пермгорья на Северной Двине. Их, прежде всего, отличают характерный колорит росписи: на белом или чуть кремовом фоне написаны красным и зелёным цветом в пределах чёткого тёмного контура разнообразные растительные мотивы, сценки из крестьянской жизни, сказочные птицы.

Уфтюжский промысел, что был в селениях по реки Уфтюге, славился сказочностью растительного орнамента, написанного по ярким оранжево-красным, зелёным и даже синим фонам. Формы уфтюжских бурачков бывали необычных пропорций, их зачастую делали вытянутыми или широкими, приземистыми.

Крупные центры росписи берестяных изделий известны на горнозаводском Урале, в Сибирском Зауралье. Яркие и весёлые цветы и букетики, гравюры декоративная роспись «под малахит», «под яшму», «под черепашку» украшали уральские туеса набирушки и кузовки.

Сибирские или тюменские туеса, на которых писали размашистой кистью ветки, гирлянды пёстреньких цветов, были известны по всей Западной Сибири.

Малоизвестные центры росписи туесов находились в Вятском крае. Вязовские бураки (с. Вяз), бураки из г. Луза делались разного размера и назначения – от детских игрушечных до ведёрных. В росписи вятских бураков сложился собственный, грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые тона – красный, синий, жёлтый, зелёный. Для неё характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок, вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.

Значительные центры изготовления тиснёных берестяных изделий известны на Рязанщине, русском Севере, в Прикамье, на Среднем Урале. Своеобразные строгие композиции тесненных, или, как говорят старожилы, «чеканного», геометрического узора украшает чусовские бураки, что делали в селениях по нижнему течению реки Чусовой. В чеканку салдинских бураков, которые изготавливали жители деревень, что на уральской речке Прокопьевская Салда, органично включали растительные мотивы и изображения птиц. Очертания отдельных мотивов, чёткие и пластичные, свидетельствовали о высоком уровне металлообрабатывающего уральского промысла, мастера которого делали такие совершенные металлические чеканы и наносили на них разнообразные узоры.

Тобольские тиснёные туески известны разнообразным геометрическим орнаментом. Мастера обращались к местным сюжетам, изображая с помощью специальных штампиков птиц, животных, изредка целые сцены. Как и в любом проявлении народного примитива, стремление расширить границы жанры бытовой вещи, желания ввести в него новое содержание нередко давало интересные в художественном отношении индивидуальные решения.

Совершенно исключительны по своим художественным достоинствам произведениям народных мастеров Восточной и Западной Сибири, советского Дальнего Востока. Искусство художественной обработки бересты, существующие там в виде домашнего ремесла, достигло высокого совершенства. Стоит только сказать: «Береста народов Приамурья», как в памяти возникают всевозможных форм короба, поверхность которых украшена чётким изысканным узором. Не с чем нельзя спутать терракотово-белую бересту народов Западной Сибири – хантов, селькупов. Своеобразная техника гравирования позволяет мастерам достигать эффекта классически ясного двуцветного узора.

Берестяные изделия якутов отличаются разнообразием применяемых техник – они любят и резьбу, и гравирование, и процарапывание. Часто встречается соединение нескольких материалов в украшении берестяной посуды – бисер и конский волос, тальник и металлические литые детали, всевозможные цветные подкладки под вырезанные отверстия. Всё это позволяет достигать впечатления особой торжественности и праздничности якутских берестяных изделий, будь то короб для приданного, входная дверь в берестяной дом – урасу, или всего-навсего маленькая сувенирная коробочка.

Все разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, от характера и размера используемой бересты. Прежде всего нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по формам, их проще всего сделать. К таким вещам относятся низкие широкие открытые сосуды – чекманы, кузовки, набирушки. Значительную группу представляют плетёные изделия. Именно среди них можно наблюдать удивительное богатство форм, размеров – и маленькие походные солонички, и огромные сумки-заплечники, плетёная обувь – бродни, и простые по очертаниям чехлы для точила. Наиболее сложные и трудоёмкие предметы утвари, такие, как уже известные нам бураки, короба, относятся к третьей группе сшивных изделий. Совершенно естественно, что разнообразными являются и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись разного рода красками.

В Поволжье, на русском Севере и Урале, в Западной Сибири встречаются особой формы берестяная утварь характерная как для русских, так и для карел, коми, хантов, манси. Долгое общение с ними дало русским некоторые типы берестяных изделий, например солоницу с крышкой, основным украшением которой являются рельефные зубчики несколько слоёв бересты, накладываемых друг на друга. Эти треугольные зубчики создают оригинальную чешуеобразную поверхность. Вместе с самими вещами были восприняты их древние местные названия, например «чекман» - широкая и низкая четырёхгранная открытая посудина, распространенная в Свердловской и Тюменской областях.

В Сибири якуты восприняли от русских некоторые способы художественного оформления берестяных изделий – сочетание прорезного орнамента с цветными подкладками.

Плетение.

В прошлом из бересты плели небольшие солоницы и крупные ёмкости для хранения муки, круп. Для них употреблялась лента из бересты шириной в 1- 2,5 см. Берестяную ленту опускали ненадолго в горячую воду, она становится эластичной. Такой берестой обматывали треснувший горшок и она после высыхания крепко стягивала все трещины. Такое плетение из лент получалось очень прочным.

Изготовление изделий из пластовой бересты. Очень были распространены изделия, сделанные из целых пластов бересты: лукошки, заплечники для грибов и ягод, чекманы. Прямоугольный слой бересты складывали по полам, по бокам сшивали лентой из лозы. В получившиеся от изгибов и вывернутые наружу уголки донышка вставляли палочку-замок, которая даёт необходимую жёсткость конструкции. Горловину посудины стягивают дополнительным обручём из бересты.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Несмотря на это, в народном искусстве существуют другие, очень разнообразные способы декоративного оформления берестяных изделий. Наряду с выскабливанием, или процарапыванием, есть тиснение, резьба и роспись.

Тиснение.

В Прикамье славились тиснённые бураки, что делали мастера Чусовских городков в прошлом столетии. По чистоте работы и по накладке на наружной стороне красивых узоров они считались лучшими. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносится костяными чеканами на наружный слой бересты.

Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий.

Все изделия, изготовленные из бересты, можно разделить на типы :

· Изделия из берестяного цилиндра. Для их изготовления необходима береста͵ снятая целиком с отрезка берестяного ствола. Таким способом изготавливают туеса, шкатулки.

· Изделия из цельного пласта бересты. Для изделий такого типа используют куски бересты, снятые с дерева по окружности ствола. Изделия изготавливают, выкраивая из полотна бересты плоские детали или формы и монтируя их каким-либо способом в объёмно-простраственую форму. Таким образом изготавливают коробы, черпачки, коврики, рубашки для туесов.

· Изделия из полос бересты. Для изготовления изделий данного типа используют узкие полоски бересты, нарезанные непосредственно со ствола или из предварительно подготовленных пластов, которые переплетаются особым образом во взаимноперпендикулярных направлениях. Таким образом изготавливают корзинки, солонки, хлебницы и мн.др.

· Изделия, декорируемые слоеной берестой. Для получения отельных слоев пласт бересты, снятый с дерева, разделяют на слои при помощи тупого ножа или руками. Слои в дальнейшем подвергают различного вида способам декоративной обработки или используют для изготовления аппликаций.

Виды декоративной бересты:

Одним из древнейших способов украшения берестяных изделий является тиснение – нанесение рисунка методом вдавливания орнаментальных элементов. Рисунок наносят при помощи специальных приспособлений (штампов или чеканов) , ударяя по ним молотком..

Наибольшее распространение получили рисунки со стилизованным изображением птиц, зверей, орнаменты с растительными мотивами, изображения простейших геометрических фигур и знаков (полоски, звездочки, круги, треугольники).

Резьба по бересте – изготовление ажурных полос путем сквозного прорезания рисунка и удаления вырезанных элементов. В этой технике выполняют как несложные геометрические и растительные орнаменты, так и сюжетные композиции.

Резьбу производят при помощи ножей-резаков, ножниц, штампов, просœечек. Ажурные полосы, полученные в результате вырезания элементов, используют для украшения утилитарных предметов, а также оформляют в виде самостоятельных художественных произведений.

При декорировании утилитарных предметов часто выполняют многослойные композиции из ажурных полос бересты: последовательно наклеивают их друг на друга от фонового рисунка сетки к разработанным элементам верхнего слоя орнамента.

Частным случаем резьбы является процарапывание – прорезание бересты на небольшую толщину с удалением верхнего слоя вырезанных элементов. В результате получают рисунок из элементов, незначительно отличающихся по тону от фона.

Роспись по бересте – нанесение на поверхность изделий красочного рисунка или графического узора при помощи кистей, писчих перьев, других изобразительных средств. Расписывают крышки шкатулок, туесков, отдельные детали бытовых предметов.

Эскиз росписи должна быть как сюжетным, так и декоративным, чаще всœего с использованием стилизованных природных форм. Тональность росписи выбирают исходя из сложившихся традиций промысла и общей композиции изделия. Учитывая зависимость отиспользованной палитры выделяют виды росписи:

Полихромная (многоцветная)

Монохромная (тональная), которая должна быть выполнена как в живописной, так и в графичной манере.

Роспись закрепляют лакированием.

Плетение – способ изготовления изделий из узких полос бересты способом объёмного формования путем их полотняного переплетения. Для плетения из бересты применяют узкие ленты, шириной 1-3 см. Небольшие сувенирные изделия изготавливают из ленты шириной 5-7 мм. Применение вида плетения определяется назначением изделия и сложностью его формы, а также материалом, применяемым при этом. Специфика плетения основана на свивании лент между собой, чередуясь через одну с лентами основы - образуется клетчатый узор (прямой или косой)

Аппликация из бересты – наклеивание отдельных деталей, вырезанных из слоеной бересты различных цветовых оттенков и фактуры на декорируемую поверхность в соответствии с эскизом композиции. Эта техника проста и доступна. Одна из главных задач – поиск выразительных сочетаний цветовых пятен. Способом аппликации украшают поверхность утилитарные предметов, а также изготавливают самостоятельные сюжетные композиции сувенирного типа.

Для выполнения аппликации бересту сортируют по цвету. Подбирают кусочки разного тона. Для аппликации разрабатывают достаточно стилизованный эскиз с четкими границами делœения участков. На рабочем эскизе желательно пометить направление чечевичек в каждой детали. А также отметить особенности фактуры. Цветовое делœение можно пометить пятнами одного цвета͵ но различной насыщенности.

Точную копию рабочего эскиза разрезают на отдельные детали, при этом их нумеруют, чтобы не перепутать при наклеивании на фон. По подготовленным лекалам с изнаночной стороны подобранной бересты размечают карандашом или ручкой контуры деталей и вырезают их, срезая намеченную линию. Вырезанные детали наклеивают на тонкую бумагу и сушат под прессом. Подготовленные детали наклеивают на подготовленный фон (картон, фанера, дерево, текстиль и др.) в соответствии с эскизом, начиная с заднего плана. При этом клеем смазывают детали, а не фон, промазывая от середины к краям. Мелкие элементы аппликации смазывают спичкой. Готовую аппликацию сушат под прессом. Очень красивы ажурные аппликации из натуральной или окрашенной черной тушью бересты.

Часто поверхность берестяных изделий подвергают декоративной отделке.

1. Для большинства берестяных изделий применяют прозрачную отделку, т.к. сама береста обычно имеет красивую и характерную окраску. Прозрачная отделка не только придает бересте определœенную окраску, т.к. разные места древесины неравномерно поглощают краситель, но и подчеркивает естественные варианты текстуры. Способы:

Вощение – покрытие воском или восковыми мастиками (с добавлением канифоли и скипидара)

Лакирование – производят в несколько слоев лаком от самого густого до самого жидкого, со шлифованием каждого лакового слоя.

Полирование при помощи специальной политуры (глянцевой или полуглянцевой)

Можно поверхность берестяных изделий покрывать растительным маслом (чистым или с добавлением олифы – 15-20%), дает глубокий, свежий и концентрированный цвет.

2. Непрозрачная отделка – скрывает текстуру бересты. Используется как вспомогательное оформление (масляными или нитроцеллюлозными красками и эмалями, золочением и серебрением).

Опаливание используют для придания изделиям особого колорита или контраста. Способ красив в сочетании с деталями из светлой бересты, с медными или латунными элементами. Опаливание осуществляется погружением бересты в горячий песок (варьируя температуру и время выдержки)

Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий." 2017, 2018.

Бересту лучше всего обрабатывать сразу после снятия. В первую очередь очищаешь черные наросты. Тщательным трением материей удаляешь белый слой с поверхности. Если нужна тонкая береста, сразу расслаиваешь, т.к. позже она твердеет и процедура становится сложной. При расслаивании лучше всего держать поперек волокон, тогда легче поддается и не рвется. В старину бересту обрабатывали особенным способом, и береста становилась эластичной, как ровдуга, прочной. Приведу три способа обработки бересты:

  • 1. Тщательно очистив, обработав, натирали жиром или теплым маслом до полного впитывания. Особенно хорош для этой цели конский жир. Береста становится мягкой, податливой для иглы или шила.
  • 2. Варят бересту в ухе. Береста становится намного прочнее. Вываренная в ухе береста шла на изготовления лодки. Знаменитый осетровый клей изготавливали из плавательного пузыря осетра. Навар ухи придает бересте особую прочность, это издавна было известно нашим предкам.
  • 3. Бересту разогревают в разбавленном водой обезжиренной молоке и это придает эластичность и мягкость.
  • 4. Залежалую сухую бересту держат в теплой воде или на пару горячей воды. Береста становится мягким.

Обработанную бересту, туго свернув наружной стороной, хранили в темном и прохладном месте: погребке для молока, в яслях под охвостками. Сворачивали бересту в трубку по ходу волокон, в этом случае при изготовлении сосудов края не загибаются и стенки не сморщиваются.

При хранении большого запаса бересты для урасы ее кладут слоями крест - накрест, придавливают тяжелым бревном и забрасывают всяким хламом - мусором.

Нарезав бересту пластами, ее держат в тени. Когда береста начнет скручиваться, скатывают в рулоны, последовательно наматывая пласты светлой стороной наружу. При этом следует совершать концы пластов, прижимая верхним слоем нижний, чтобы при высыхании они не закручивались.

Смотав в рулон 8-10 пластов (количество зависит от длины) его заворачивают в бумагу и перевязывают шпагатом или проволокой.

Заготовка бересты с погибших деревьев. В лесу часть можно встретить упавшие березы, у которых гнила древесина, а береста осталось целой, или сухостойные березы, поврежденные грибом - трутовиком. У таких деревьев береста отделяется легко в любое время года. Внутренний ее слой имеет различные оттенки красно - коричневого и используются для украшений изделий.

Техника безопасности - Находясь в лесу, надо быть предельно внимательным. Нельзя появляться на делянке во время вырубки леса - это очень опасно. Коллективный выезд на заготовку бересты проводят только под руководством педагога. При себе необходимо иметь аптечку для оказания первой доврачебной помощи.

Хранение бересты.

Для работы с берестой готовят тупой и острый нож, ножницы, сухтряпку и подсолнечное масло. Бересту раскладывают на столе, лучше на свежем воздухе в тени; где она и сушится.

Не следует разворачивать рулон полностью. Сначала берут один пласт, протирают ее сухой тряпкой и кладут на стол вверх белой стороной. Бересту нужно разделить несколько слоев; сначала отделяют верхний шероховатый белый слой. Пласты снимают при помощи тупого ножа с овальным концом или руками.

Если береста тонкая, снятая с молодых берез или с верхней части ствола, ее не расслаивают на пласты. Такую березу можно заплетать с обеих сторон - с белой и темной все утолщения и наплывы, а также места, где были сучки, вырезают ножом или ножницами. Обработанную бересту сушат в тени отдельными пластами. При этом следует, чтобы она не пересохла, иначе материал станет жестким и хрупким. Работать с такой берестой уже невозможно. Когда берестяные пласты начнут слегка скручиваться, их собирают в рулоны, предварительно протерев тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле.

Остается рассортировать бересту по цвету, завернуть в бумагу и указать на ней, какого цвета береста и дату ее заготовки. В прохладном затемненном помещении или в кладовке при комнатной температуре бересту можно хранить годами. В сыром помещении береста покрывается плесенью и пятнами. Плохо высушенный материал тоже не может долго храниться. Чтобы береста не потеряла мягкость, эластичность и натуральный цвет, следует периодически проверять, не пересохла ли она и не отсырела.

Обнаружив на бересте пятна сырости, необходимо тщательно проверить помещение, после чего просушить ее и с изнаночной стороны протереть тряпочкой, смоченной подсолнечном маслом.

Пересохшую бересту отмочить в теплой воде или продержать над паром. После чего повторяют все операции, как при заготовке с дерева, - сушку и сворачивание в рулоны.

Бересту для изящных, художественных изделий надо хранить особенно тщательно. Для этой цели необходимо прохладное, сухое, затемненное помещение. От солнечных лучей у бересты через 3-4 дней меняется окраска, и она становится красноватой. От продолжительного нахождения на свету береста становится белой. Все изменение в цвете сопровождается потерей прочности, гибкости и растяжимости.

Для хранение бересту складывают в пачки и укладывают их между двумя досками, прижав сверху грузом.

В настоящее время бересту можно сложить под прессом из толстых досок, скрепить болтами и хранить в темном и влажном месте. Сохраненная таким образом береста становится ровной, как картон или толстая бумага, и удобна для изготовления всякой утвари. Бересту, предназначенную для склеивания и окрашивания, не пропитывают маслом или жиром, хранят в первоначальном виде. Масло придает бересте определенный цвет и не позволяет склеиваться.

Организация рабочего места - В помещении должны быть естественное и электрическое освещение, водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. берестяный изделие береста якут

Техника безопасности и противопожарная профилактика - береста быстровоспламеняющимся материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи ее хранения запрещается. Основные причины пожара курение в неустановленном месте, применение открытого огня в помещении, наращение правил эксплуатации электроприборов, в том числе работа неисправных электроприборов. Рабочее место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий обрезки бересты выносят специальное отведенное для этого место. Учебные классы, мастерские и рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и техники безопасности. На рабочем столе отводится место для инструмента, но лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травмы. Котогчник, шило, ножи, лекторез должны быть с гладкой овальной ручкой из древесины твердых пород. При заточке ножей необходимо соблюдать в особую осторожно(12-15-16-17-19)